Пятница, 26.04.2024, 15:58

  МБОУ "Намская средняя общеобразовательная школа №1 имени И.С. Гаврильева РС(Я)"

ГлавнаяРегистрацияВход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Мини-чат
 Второстепенный член предложения – дополнение. Посельская Т.Н.

План – конспект урока по русскому языку в 3 классе.
Тема: Второстепенный член предложения – дополнение.
(Презентация)

Посельская Туйаара Николаевна, учитель начальных классов высшей категории

Цель для учителя: Создать условия для отработки способа определения и выделения второстепенного члена  предложения – дополнения.
Цель для учащихся: Овладеть умениями правильного определения и выделения второстепенного члена предложения, выполнять грамматический разбор предложения, распространять предложения по опорным вопросам, учиться задавать смысловые вопросы (от слова к слову)
Задачи урока:
1. Познакомить с понятием дополнение.
2. Дать характеристику этого второстепенного члена предложения.
3. Отработать коммуникативные навыки при работе в группе.
4. Начать формировать навыки проведения практического исследования.
Ход урока
I. Орг. момент.
-Сегодня у нас необычный урок. Урок –исследование.
-Что такое исследование?
- Для чего нужно исследование?
- Как называют людей, которые проводят исследования?
- Сегодня каждого из вас можно назвать исследователями.
-Подберём существительные, которые нужны в работе любого исследователя.(Доброта, внимание, усердие, трудолюбие,  аккуратность.)

     II.  Актуализация пройденного материала.
-Настоящим исследователям еще нужен хороший багаж знаний. Проверим с каким багажом знаний вы пришли на урок.
Каждой группе пришли письма. В них много слов. Ваша задача, каждой группе отобрать только слова по своей теме.
Учащиеся открывают конверты и проводят отбор слов по своей теме.
1 группа: Существительные
2 группа: Главные члены предложения
3 группа: Падежи
-Объясните свой выбор.
III. Постановка цели и планирование учебных действий.
-Исследователю нужен объект исследования, за чем он будет наблюдать. Объектом нашего исследования будет: Дополнение ( слайд)
- Что можем сказать про это слово? Оно новое для нас? Как вы думаете, что то слово обозначает?
Это не только объект, но и тема нашего урока. Запишите её  на маршрутных листах.
- Значит  цель нашего урока? ( Мы должны узнать, что такое дополнение)
Учитель организует работу по выдвижению гипотезы .
 - Слово не зря называется дополнение.  Подумаем над его значением.
 -Что значит дополнять? Делать каким? (Раз тема нашего урока дополнение, то оно будет что-то дополнять.Делать понятным, большим, целым…)
- Подумаем, когда работает исследователь,  что он делает, изучая предмет?
 - Зачем, с какой целью?   Но перед тем, как сделать выводы ему нужно проанализировать.
После составления детьми алгоритма работы, на доске появляется план.(Исследователь, наблюдает за предметом или объектом, чтобы потом сделать выводы.
Учащиеся самостоятельно выделяют алгоритм исследования.
Наблюдаю. Анализирую. Делаю выводы. )
IV. Работа над новым материалом. Сбор данных (накопление фактов, наблюдений, доказательства)
4.1 Совместная поисковая деятельность.
 - У меня на доске, у вас на маршрутных листах записаны два предложения.
Мальчик рад.
Мальчик рад весне.
-Прочитаем их.  Прочитайте задания.
-Понятно задание? Приступайте к работе. (по окончании работы 1 ученик работает  у доски, остальные проверяют)
- Что общего в предложениях?
-Чем отличаются?
- Какова роль второстепенного члена?
-Какое слово он поясняет?
-Зададим вопрос. Соединим их стрелочкой. Над главным словом поставим крестик. Что можем у этого слова определить?  (определим падеж)
4.2. Исследовательская работа в парах.
-Продолжим наблюдения. Посмотрите на маршрутный лист.
Прочитайте задания, что вас просят сделать? Что значить дополнить?
-Прочитайте предложения, которые получились, назовите основу.
-Что вы делали с предложениями? Зачем вы дополняли предложения? Может было не нужно? Прочитаем без добавленных слов.
Вот так и будем называть этот второстепенный член – дополнением.
Можем ли на этом остановиться, прекратить исследование? (Весь маршрут исследования мы прошли?)
4.3 Групповая поисковая деятельность.
-Переходим ко 2 шагу работы – анализирую.
Анализировать будем в группах. Посмотрите на алгоритм работы. (слайд)
1. Какими членами предложения являются дописанные слова?
2. Какова их роль?
3. Определите у дописанных слов часть речи.
4. Свяжите их с главными членами стрелочками с вопросами.
5. Определите у этих слов падежи.
-- Что обнаружили о дополнении во время анализа? Пользуйтесь опорой.
(Дополнение  - это, второстепенный член предложения, который дополняет главные члены. Это существительное, в косвенном падеже)
- Что не умеем делать с дополнением?
Дополнение подчеркивается отрывистой линией.
- Проанализировали?
-Что осталось сделать?
- В качестве вывода составим памятку «Как найти дополнение». Вы уже это делали. расскажите с чего вы начинали? Что делали потом?
В результате ответов детей, появляется памятка
Примерные ответы:
Выделяли в предложении главные члены.
Смотрели на второстепенные члены, искали существительные.
Связывали с главными.
Определяли падеж.
Если падеж косвенный, подчеркивали.

Командиры, раздают индивидуальные памятки – помощницы : «Как найти дополнение». 
-Зачем мы составляли памятку?

V. Самостоятельная работа.  Построение обобщения.
- Посмотрим, как вы сможете найти в  предложениях дополнения, пользуясь памяткой.
Спишите стихотворение, вставляя пропущенные слова, подчеркните дополнения (слайд)

VI. Итог урока Проверка гипотезы.
  - Вспомним, что мы предполагали про дополнение?
- Что выяснили? (слайд)
VII. Рефлексия. (слайд)

 

 

Создать бесплатный сайт с uCoz
Календарь новостей
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Форма входа
Поиск
Друзья сайта