Тема урока: Счастливая, невозвратимая пора детства…
Учитель Калинова Ия Петровна
Цель: знакомство с творчеством писателя; Сформировать навыки анализа текста, Комбинированное чтение, ДАТЬ ПОЧУВСТВОВАТЬ ПЕРЕКЛИЧКУ ВПЕЧАТЛЕНИЙ ГЕРОЯ С ВПЕЧАТЛЕНИЯМИ УЧЕНИКОВ Духовно-нравственное становление человека. I. Организация начала урока, объявление темы урока, целей.
Вступительная часть (использование икт)
На доске – Человека делают человеком светлые воспоминания детства (Ф.Достоевский) словарная работа: маман – на французский манер, невозвратимый – неповторимый, лелеять –заботиться, очарование – чарующая сила, прелесть чего-нибудь, грезы – мечты.
– С этим человеком мы знакомы по его произведениям. Имя его Лев Николаевич Толстой. Сегодня на уроке мы подробнее поговорим о его жизни и творчестве, познакомимся с отрывком из его повести.
II. Знакомство с биографией писателя.
Учитель рассказывает о страницах биографии писателя, иллюстрируя свой рассказ слайдами. Своей жизнью и творчеством Лев Толстой соединил два века русской литературы – девятнадцатый и двадцатый. Судьба подарила ему долгую жизнь. Он стал свидетелем и участником многих больших и важных событий. – Лев Николаевич Толстой родился 28 августа (9 сентября по новому стилю) в 1828 году в имении Ясная Поляна, близ Тулы. Большую часть своей жизни провёл писатель в этом местечке. По своему происхождению Лев Николаевич принадлежал к знаменитым дворянским фамилиям. В семье, кроме Льва Николаевича, было ещё трое сыновей: Николай, Сергей, Дмитрий и дочь Мария, сестра писателя. К сожалению, дети рано осиротели: Мария Николаевна, их мать, умерла в1830 году, Николай Ильич, их отец, – в 1837 году. Воспитательницей детей стала их дальняя родственница Татьяна Александровна Ергольская. Она сохранила детские сочинения Л.Н.Толстого. С 1841 года дети толстые жили в Казани у тётушки-опекунши Пелагеи Ильиничны Юшковой. В 1844 году Лев Николаевич поступил в Казанский университет. Но существующее преподавание не удовлетворяло его пытливый ум, и в 1847 году Толстой подал прошение об увольнении его из числа слушателей. В 1851 году Толстой с братом Николаем (к тому времени офицером-артиллеристом) отправился на Кавказ, чтобы поступить на военную службу. На Кавказе Л.Н.Толстой написал свою первую повесть "Детство”. Под названием "История моего детства” повесть была напечатана в журнале "Современник” и по желанию автора была подписана только его инициалами: "Л.Н.”. В период реформ 1860-х годов Толстой много сил отдавал практической деятельности, стремясь не на словах, а на деле облегчить жизнь народа. Он принял должность мирового посредника, чтобы по справедливости разрешать поры между помещиками и крестьянами. В 1859 году он открыл в Ясной Поляне школу для крестьянских детей. Вслед за тем в Крапивенском уезде при деятельном участии Толстого было открыто ещё 26 школ. Толстой сам обучал ребят грамоте. В 1870-х годах он создал "Азбуку” и первоначальные книги для чтения. Эти короткие рассказы и басни знают все с раннего детства.
III. -- Возвращение к прочитанным произведениям Толстого. - Какие еще рассказы Толстого вы знаете? («Филиппок», «Акула», «Прыжок» и басни) Они хорошо запоминаемы, потому, что рассказы Л.Н.Толстого учат только добру и справедливости. Выставка книг, подобранных для вашего чтения, книги о детях, написанные разными писателями. Знакомство с биографией (продолжение) (Рая) – На склоне лет Толстой был полон творческой энергии. За последнее десятилетие своей жизни он написал около пятидесяти произведений. На всю жизнь сохранил Толстой любовь к детям. В 1900-е годы он опять занимался с крестьянскими ребятишками, как в молодости. 28 октября 1910 года в шестом часу утра Толстой навсегда покинул Ясную Поляну. Он направлялся на юг России. В дороге он заболел воспалением лёгких и вынужден был сойти с поезда на станции Астапово. В доме начальника станции прошли последние семь дней жизни писателя. 7 ноября в 6 часов 5 минут утра Л.Н.Толстого не стало. Лев Николаевич прожил долгую жизнь. Он умер, когда ему было 82 года. Похоронили его, как он завещал, в Ясной Поляне, среди деревьев, на краю оврага. В Ясной Поляне находится музей Льва Николаевича. Туда приезжают люди со всех уголков мира, чтобы посмотреть своими глазами дом, где жил и творил великий русский писатель.
IV. Знакомство с новым произведением. - История создания повести "Детство” (выступает Гаврильева Туйаара)
– В своём рассказе о творчестве Толстого я упоминала о повести "Детство”. Эта повесть родилась на Кавказе. Именно там Лев Николаевич сделал свой самый главный выбор в жизни – он стал писателем. Он задумал роман "Четыре эпохи развития”, в котором хотел изобразить процесс духовного развития человека, "резко обозначить характеристически черты каждой эпохи жизни: в детстве теплоту и верность чувства; в отрочестве скептизм; в юности красоту чувств, развитие тщеславия и неуверенность в самом себе”. На Кавказе написана первая часть задуманного романа – "Детство”; позднее были созданы две другие – "Отрочество” и "Юность”, а четвёртая часть "Молодость” осталась так и не написанной.
– Мы с вами на уроке познакомимся лишь с отрывком из первой повести. V. Давайте начнем изучение произведения. Первичное восприятие текста, комбинированное чтение главы «Детство». Создавая образы героев повести, писатель использовал свои личные впечатления и переживания, но повесть автобиографичная лишь отчасти. Л.Н.Толстой утверждал, что писал не о своём только детстве, но и о том, что есть в детстве каждого человека. Теория – автобиографическое произведение – художественное произведение, в основе которого – события и факты из жизни автора.
Как характеризует писатель годы детства? Почему он использует слова счастливая, невозвратимая пора? (никогда не вернется детство, не повторится вновь) – Какими чувствами переполнен этот отрывок? (любовь матери к сыну, нежность)
- Словарная работа:
Maman – читается "маман” на французский манер., грезы – мечты, очарование – чарующая сила, лелеять – заботиться, опекать, невозвратимый – неповторимый.
"Жужжащее” чтение учащимися с заданием:
– Найдите в тексте, какими словами обращается Николенька к матери, как он её называет. Обратимся к учебнику с. 218 прочитаем отрывок, где есть слова Николеньки. Какую роль в жизни Николеньки играла мама? (нежность, любовь)
- Анализ отрывка с выборочным чтением.
– Как мама называет своего сына? (Николенька, голубчик мой, душечка моя)
– О чём нам с вами, читателям, могут говорить эти выражения? (любовь, о нежности)
– Что испытывал мальчик, когда находился рядом с матерью? (любовь) Что хотелось ему сделать в эти минуты для всех знакомых и незнакомых ему людей? (чудесное чувство, желал счастья всем). Найдите в тексте и прочитайте. - Какую роль в жизни Николеньки играла мама? С каким чувством вспоминает Николенька мать? (самые нежные воспоминания, нежность) - какие чувства пробуждают в вас герои повести «Детство»? - Какие эпитеты употребляет Л.Н.Толстой, говоря о детстве? Найдите из текста. - Выделение основной мысли текста. Это произведение Л.Н.Толстого называется "Детство”. Как вы считаете, только ли о детских годах мальчика Николеньки хотел рассказать писатель? (Каждое душевное разногласие, переживаемое Николенькой завершается победой доброго начала над злым, и он становиться духовно богаче и выше. В душевной чистоте, в непосредственности и свежести чувств, в доверчивости детского сердца, искренней любви к близким видит Толстой счастье детства. Светлой поэзией овеян в повести образ матери Николеньки. Тяжело переживая ее безвременную кончину, мальчик вступает в следующий период своей жизни – отрочество.)
– Найдите и прочитайте строчки, которые выражают главную мысль отрывка. Теперь ребята дам задание , напишите свое мнение по прочитанному отрывку. VI. Подведение итогов урока
– Закончить наш урок мне хочется словами самого Льва Николаевича, с которыми он обращался к своим ученикам в Яснополянской школе: "Спасибо, ребята, что ходите ко мне. Я рад, когда вы хорошо учитесь. Только, пожалуйста, не шалите. А то есть такие, что не слушают, а только сами шалят. А то, что я вам говорю, нужно для вас будет. Вы вспомните, когда уже меня не будет, что старик говорил вам добро”. Этим добром пронизаны все произведения Льва Николаевича. Именно поэтому их любят и знают взрослые и дети. VII. Домашнее задание
кто не докончил писать свое мнение – дописать, прочитать главу «ИВИНЫ»
|