Тема урока: Речевой этикет(Презентация) Цели: - обобщить знания учащихся по культуре речи и учить применять полученные знания в новых условиях; - познакомить учащихся с тем, как проходят встречи ученых всего мира (пресс-конференции, конгрессы, форумы). Развивающая: - способствовать развитию культуры речи; - развивать стремление учащихся активно, наравне со взрослыми обсуждать вопросы культуры речи; - дать возможность ребенку почувствовать себя участником конференции и проявить при этом свой творческий потенциал. Воспитывающая: - воспитывающая: воспитывать с ранних лет уважение к речевому этикету, умение выслушивать чужое мнение и выразить свою точку зрения. Оборудование: мультимедийная система, нагрудные визитные карточки, таблички на столах. Класс оформлен как на пресс-конференции, столы стоят П-образно, в центре класса стол для "гостей" (в роли ученых – гостей выступают сами ученики). На доске надпись: "Каков человек, такова и его речь". Сократ.
Ход урока. I. Организационный момент. Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас урок пройдет в форме деловой игры, урок – конференция. Поэтому прошу вас почувствовать себя в роли ученых, корреспондентов, журналистов и войти в роль. Итак, дорогие участники конференции, журналисты! Приветствуем вас в нашем зале. Сегодняшняя пресс-конференция посвящена проблемам речевого этикета. Сегодня в нашем разговоре примут участие: - Доктор философских наук, преподаватель гуманитарного университета Павлов Максим Васильевич; - член – корреспондент Академии наук Атласов Дмитрий Юрьевич; - профессор, академик Академии духовности РС (Я), член Совета по русскому языку при Правительстве РФ Добрецов Геннадий Геннадьевич. Также присутствуют гости из детских филологических клубов, корреспонденты детских газет и журналов. Наша встреча проходит в прямом эфире, ждем звонков. Наш контактный телефон: 9 (41162) 41-4-84. II. Актуализация знаний по речевому этикету. Учитель: Начинаем работу. О деятельности международных организаций по речевому этикету выступит профессор Добрецов Г. Г. ( ученику заранее дала выступление). Добрецов Г. Г.: Дорогие друзья! Все мы прекрасно знаем, что культура речи – неотъемлемая часть характеристики человека. Правильность, выразительность и точность речи – необходимые условия общей культуры человека. Что же такое культура речи? Под культурой речи понимается владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, словоупотребления, грамматики и стилистики), а также умение использовать выразительные средства языка в различных условиях общения. К сожалению, наша речь в последнее время сильно загрязнена. III. Постановка учебной задачи. Добрецов Г. Г.: Недавно я ехал на автобусе и стал свидетелем разговора учащихся вашей школы. Один из ребят приглашал друзей в кино. Мне стало очень грустно, потому что в разговоре часто употребляли неправильные слова. Сейчас на экране покажем часть слов из разговора. Найдите неправильное слово. На экране: идём, пойдем, пошли, пошлите, пойдемте. Учитель: Какое слово у них неправильное? (дети читают слова, обсуждают и находят неправильный глагол). Профессор: Да, глагол "пошлите" имеет значение "послать", а не идти. Например, пошлите письмо. Учитель: Давайте поупражняемся приглашать куда-нибудь друг друга правильно. Дети приглашают друг друга, но у них получается нескладно. Профессор: Я хочу помочь ученикам. На экране: - Разрешите пригласить Вас на … - Приглашаем в актовый зал … - Вася, заходя вечером поиграть в шахматы! - У вас нет желания пойти погулять перед сном? - Можно мне пригласить вас на … Ученики приглашают друг друга, используя выражения, отображенные на экране. Учитель: К нам поступил вопрос из зала. Корреспондент Аня Охлопкова: Детский журнал "Колокольчик". Какие существуют слова вежливого отказа, если я не могу принять приглашение? Спасибо! Учитель: Да, как надо отказаться, чтобы не обидеть человека. (варианты ответов детей). Профессор: Я могу помочь в этом вопросе. На экране варианты вежливого отказа: - Спасибо за приглашение, но в этот день у меня запланирована встреча, которую отложить нельзя. - Спасибо, я бы с удовольствием, да не могу. - Спасибо, мне сегодня нездоровится. Учитель: давайте поупражняемся вежливо отказать друг другу. ( Ребята парами встают и вежливо отказывают на приглашение) IV. Решение проблем речевого этикета. Учитель: Переходим ко второй части нашей пресс-конференции "Решение проблем речевого этикета". Слово доктору филологических наук Павлову М. В. Павлов М. В.: Спасибо. Добрый день! Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело: мы можем определить степень интеллигентности человека, степень его психологической уравновешенности. Многие ученые лингвисты и практические работники в институтах, лабораториях пытаются найти выход. Вопрос из зала: Детская телестудия "Түннүк". Редактор Надежда Саввина. -- Скажите, пожалуйста, по телевизору часто слышим двоякое ударение в словах. Например, часто говорят руководители и чиновники Якутúя. Как правильно, Якýтия или Якутúя? Спасибо! Доктор филологических наук Павлов М. В.: Давайте обсудим такие слова. Внимание на экран, пожалуйста. На экране: Звонúт – звóнит творóг – твóрог учúтели – учителя Якýтия – Якутúя якýты – якуты алфавúт – алфáвит баловáть – бáловать Учащиеся обсуждают, выбирают правильные решения. Слова с неправильными ударениями зачеркивают с помощью ластика на экране. Учитель: А теперь проверьте себя. На экране появляется 6 слайд: Проверь. Игра: Найди ошибки; проверь. Звонок в передачу. Газета "Юность Севера" корреспондент Василий Марков. К нам в редакцию присылают письма из разных районов республики. Письма бывают разные, порой читать их бывает очень трудно, и смешно. Не умеют грамотно письмо написать, не умеют поздравительную открытку сочинить. Как бороться с такой проблемой? Спасибо! Учитель: На этот вопрос ответит член-корреспондент Академии наук Атласов Д. С. Атласов Д. С.: Еще Антон Павлович Чехов писал: "В сущности, ведь для интеллигентного человека дурно говорить должно быть считать таким же неприличием, как уметь читать и писать…Все лучшие государственные люди, философы, поэты, реформаторы были в то же время и лучшими ораторами". Конечно, владению русским литературным языком можно научиться, если постоянно работать над совершенствованием своей речи. Учитель: Вот объявление в газету прислала девочка. Сумеете ли вы найти пропавшего щенка? Слайд на экране: Объявление. Пропала собака, белоснежная, с черными пятнами, хвост кисточкой. Верните щенка. Обсуждение текста. Учитель: - По такому описанию щенка можно найти? - Чего не хватает в объявлении? - Дополни описание пропавшего щенка: укажи величину собаки, ее породу, где именно черные пятна (на голове, на боках, на ногах), какая у нее шерсть (пушистая, кудрявая, гладкая, длинная, короткая). V. Работа в группах. Каждая группа составляет описание щенка по картинке. Защита текста – описания. Чья группа справилась лучше всех? VI. Обобщение. Учитель: Наши ученики тоже много пишут в газету. Их заметки, стихи, сочинения мы с интересом читаем. Показ газет: Вот Аня Охлопкова написала заметку в газету "Юность Севера" о детской организации школы. Павлов Максим написал в газету "Энсиэли" заметку о любви к своему краю. Айыына Сивцева и Толя Находкин написали о своих дедушках. Свои первые стихи отправили в газету Июля Шапошникова, Сивцева Айыына и Маша Архипова. Маша еще участвовала в конкурсе сочинений, проводимой редакцией газеты "Юность Севера" и получила Благодарственное письмо. Если вас печатают, значит, вы, ребята, пишете интересно, грамотно. Вас с увлечением читают. Язык – удивительный дар, которым наделен человек. И каждому человеку необходимо хорошо владеть этим бесценным даром – языком, его культурой. Каждый человек, кем бы он ни был, должен говорить и писать ясно, просто, владеть навыками устной и письменной речи. Хочу закончить урок словами знаменитого римского оратора Марка Цицерона: "Красноречие есть нечто такое, что дается труднее, чем это кажется, и рождается из очень многих знаний и старания". Приложение к уроку по теме: "Речевой этикет" 1 слайд. идём, пойдём, пошли, пошлите, пойдёмте 2 слайд. глагол "пошлите" имеет значение "послать", а не идти. 3 слайд. - Разрешите пригласить Вас… - Приглашаю… - Заходи вечером поиграть в шахматы - У вас нет желания пойти погулять перед сном? - Позвольте пригласить вас… - Я хотел (а) бы пригласить… - Можно пригласить вас на… - Заходите ко мне… 4 слайд. - Спасибо за приглашение, но в этот день у меня запланирована… - Спасибо, я бы с удовольствием, да не могу… - Я рад за приглашение, но не могу… 5 слайд. Звонúт – звóнит творóг – твóрог учúтели – учителя Якýтия – Якутúя якýты – якуты алфавúт – алфáвит баловáть – бáловать 6 слайд. Проверь себя. Звонúт – звóнит творóг – твóрог учúтели – учителя Якýтия – Якутúя якýты – якуты алфавúт – алфáвит баловáть – бáловать 7 слайд. Объявление. Пропала собака, белоснежная, с черными пятнами, хвост кисточкой. Верните щенка. 8 слайд. Найди ошибки. Я ложу книгу в портфель. Написал письмо Марие. Она закрыла лицо обоими руками. Местов нет. У меня много делов. 9 слайд. Проверь. Я кладу книгу в портфель. Написал письмо Марии. Она закрыла лицо обеими руками. Мест нет. У меня много дел.
|