Суббота, 23.09.2017, 02:07

  МБОУ "Намская средняя общеобразовательная школа №1 имени И.С. Гаврильева РС(Я)"

ГлавнаяРегистрацияВход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Мини-чат
 Птицы-братья наши меньшие

Тема урока:  Птицы-братья наши меньшие.

Учитель:Рожина М.Д.

(Презентация)

М.Пришвин «Ребята и утята»
Цель:  Учить анализировать произведение, формировать навыки чтения, умение выразительно читать,  развивать речь, мышление, прививать любовь к животным, окружающему миру.
Оборудование: презентация, компьютер, проектор,  аудиозапись, портрет писателя и выставка книг М. Пришвина
Ход урока
I. Орг. момент
-Ребята, отгадайте загадку.
Не дерево, а с листочками,
Не рубашка, а сшита.
Не растение, а с корешком
Не человек, а с разумом. (Книга)
-Правильно. Скажите, ребята, а зачем человеку книги?
Книга - действительно наш лучший друг, т.к. знакомит нас с окружающим миром, учит и воспитывает в нас добро, уважение, любовь к природе и многое другое.
II.Изучение нового материала
1.Вступительное слово.
-Сегодня мы продолжаем знакомство с произведениями о «братьях наших меньших», и будем читать рассказ М. Пришвина «Ребята и утята». - Прочитайте название рассказа. Как вы думаете, о чём будет этот рассказ?
Кто видел маленьких утят? Где?
- Утки бывают не только домашние, но и дикие. Об одной из диких уточек – чирке-свистунке и написал свой рассказ М. Пришвин. ( рассматривание картинки)
-Почему автор назвал рассказ «Ребята и утята»? В конце урока мы ответим на этот вопрос.
2. Чтение рассказа учителем с объяснением трудных слов
ХОЛМ - небольшой бугорок.
ВЕРСТА – русская старинная мера длины.
ЧИРОК-СВИСТУНОК – уточка.
ПРОЧНОЕ МЕСТО – безопасное место.
КУЗНИЦА – там работает кузнец.
ПАРОВОЕ ПОЛЕ – отдохнувшее поле, где ничего не сеяли.
ВОДА СПАЛА – стало меньше воды.
3. Какие чувства вызвал у вас рассказ?
4. Словарная работа.
- При чтении этого произведения попадутся «трудные слова». Давайте прочитаем и объясним значение этих слов.
РАЗ-ЛИ-ВА-ЛОСЬ озеро
ЗА-ШВЫ-РЯ-ЛИ шапками
ПЕ-РЕ-ЛЁ-ТЫ-ВА-ЛА в стороны
ВЕ-ЛИ-ЧАЙ-ШЕМ волнении
ДЕЙ-СТВИ-ТЕЛЬ-НО сидела
О-БРА-ДО-ВА-ЛИСЬ приказанию
ПРО-ДОЛ-ЖА-ЛА путешествие
ПУ-ТЕ-ШЕС-ТВО-ВАТЬ к озеру
ЗА-ПЫ-ЛЁН-НЫ-Е шапки
РА-ДОС-ТНО снял
5. Самостоятельное чтение ребят про себя.
6. Работа над выразительностью чтения
-Когда и за кого вы волновались и радовались?
- А когда сердились и кого осуждали?
-Как автор разговаривал с мальчиками? (Строго, очень сердито)
-С какой интонацией будем читать его слова?
-С какой интонацией будем читать заключительные слова мальчиков, когда они прощаются с утятами? (Радостно, весело)
7. Выразительное чтение по частям.
8.Работа над содержанием, выборочное чтение
-Почему уточка решила перевести своих утят из болотного леса?
-Каким был этот путь?
-Как Пришвин по-другому называет уточку?
-Кого уточка считала опасным для своих детей?
- Найдите и прочитайте, как она оберегала птенцов.
- Значит, какой она была матерью?
-  Вам её жалко?
- Зачем это делали ребята?
-Смогли ли они объяснить свой поступок?
-Какое приказание им дал взрослый?
-Как они его выполнили?
-Что делали бы вы, оказавшись рядом?
-Что можно сказать о ребятах?
-Как их назвал рассказчик? (Глупышами, автор не ругал их, а строго приказал отпустить утят и объяснил им, как труден путь к озеру.) Эта забава могла закончиться трагедией для утят.
-Можно ли сказать, что на самом деле ребята были жестокими? (они даже обрадовались приказанию рассказчика возвратить утят)
- Обратите внимание ещё на одно предложение автора (Вот погодите, дождётесь экзамена в вуз) О чём говорит нам это предложение?
                                                III. Подведение  итогов урока.
- Почему автор назвал рассказ  «Ребята и утята»? (Автор делает ребят и утят главными действующими лицами рассказа, подчеркивая, что мы живем все вместе, рядом, и как сказал Н. Сладков, нас связывает с меньшими братьями общее – жизнь)
-Что главное в рассказе? Чему научил М. Пришвин ребят и нас всех своим рассказом? ( Не совершать бездумных поступков. Любить природу, уметь охранять и беречь её, чутко и бережно относиться к братьям нашим меньшим, знать их жизнь и воспитывать в себе готовность защищать животных и оказывать им помощь.)
(портрет писателя)
М. Пришвин был одним из певцов природы, завещавший детям любить её, познавать её тайны, не стремясь что-то в ней ломать и переделывать. Вот уже несколько десятков лет нет писателя с нами, но его книги продолжают свою жизнь. Книги Михаила Михайловича Пришвина читаются не спеша. В своих произведениях автор открывает что-то очень важное, близкое каждому человеку. Нас самих он делает добрее, мудрее, умнее и великодушнее.
IV.  Домашнее  задание. По выбору: пересказ текста от имени мальчиков.

Создать бесплатный сайт с uCoz
Календарь новостей
«  Сентябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Форма входа
Поиск
Друзья сайта