Тема урока: Птицы-братья наши меньшие.Учитель:Рожина М.Д. (Презентация) М.Пришвин «Ребята и утята» Цель: Учить анализировать произведение, формировать навыки чтения, умение выразительно читать, развивать речь, мышление, прививать любовь к животным, окружающему миру. Оборудование: презентация, компьютер, проектор, аудиозапись, портрет писателя и выставка книг М. Пришвина Ход урока I. Орг. момент -Ребята, отгадайте загадку. Не дерево, а с листочками, Не рубашка, а сшита. Не растение, а с корешком Не человек, а с разумом. (Книга) -Правильно. Скажите, ребята, а зачем человеку книги? Книга - действительно наш лучший друг, т.к. знакомит нас с окружающим миром, учит и воспитывает в нас добро, уважение, любовь к природе и многое другое. II.Изучение нового материала 1.Вступительное слово. -Сегодня мы продолжаем знакомство с произведениями о «братьях наших меньших», и будем читать рассказ М. Пришвина «Ребята и утята». - Прочитайте название рассказа. Как вы думаете, о чём будет этот рассказ? Кто видел маленьких утят? Где? - Утки бывают не только домашние, но и дикие. Об одной из диких уточек – чирке-свистунке и написал свой рассказ М. Пришвин. ( рассматривание картинки) -Почему автор назвал рассказ «Ребята и утята»? В конце урока мы ответим на этот вопрос. 2. Чтение рассказа учителем с объяснением трудных слов ХОЛМ - небольшой бугорок. ВЕРСТА – русская старинная мера длины. ЧИРОК-СВИСТУНОК – уточка. ПРОЧНОЕ МЕСТО – безопасное место. КУЗНИЦА – там работает кузнец. ПАРОВОЕ ПОЛЕ – отдохнувшее поле, где ничего не сеяли. ВОДА СПАЛА – стало меньше воды. 3. Какие чувства вызвал у вас рассказ? 4. Словарная работа. - При чтении этого произведения попадутся «трудные слова». Давайте прочитаем и объясним значение этих слов. РАЗ-ЛИ-ВА-ЛОСЬ озеро ЗА-ШВЫ-РЯ-ЛИ шапками ПЕ-РЕ-ЛЁ-ТЫ-ВА-ЛА в стороны ВЕ-ЛИ-ЧАЙ-ШЕМ волнении ДЕЙ-СТВИ-ТЕЛЬ-НО сидела О-БРА-ДО-ВА-ЛИСЬ приказанию ПРО-ДОЛ-ЖА-ЛА путешествие ПУ-ТЕ-ШЕС-ТВО-ВАТЬ к озеру ЗА-ПЫ-ЛЁН-НЫ-Е шапки РА-ДОС-ТНО снял 5. Самостоятельное чтение ребят про себя. 6. Работа над выразительностью чтения -Когда и за кого вы волновались и радовались? - А когда сердились и кого осуждали? -Как автор разговаривал с мальчиками? (Строго, очень сердито) -С какой интонацией будем читать его слова? -С какой интонацией будем читать заключительные слова мальчиков, когда они прощаются с утятами? (Радостно, весело) 7. Выразительное чтение по частям. 8.Работа над содержанием, выборочное чтение -Почему уточка решила перевести своих утят из болотного леса? -Каким был этот путь? -Как Пришвин по-другому называет уточку? -Кого уточка считала опасным для своих детей? - Найдите и прочитайте, как она оберегала птенцов. - Значит, какой она была матерью? - Вам её жалко? - Зачем это делали ребята? -Смогли ли они объяснить свой поступок? -Какое приказание им дал взрослый? -Как они его выполнили? -Что делали бы вы, оказавшись рядом? -Что можно сказать о ребятах? -Как их назвал рассказчик? (Глупышами, автор не ругал их, а строго приказал отпустить утят и объяснил им, как труден путь к озеру.) Эта забава могла закончиться трагедией для утят. -Можно ли сказать, что на самом деле ребята были жестокими? (они даже обрадовались приказанию рассказчика возвратить утят) - Обратите внимание ещё на одно предложение автора (Вот погодите, дождётесь экзамена в вуз) О чём говорит нам это предложение? III. Подведение итогов урока. - Почему автор назвал рассказ «Ребята и утята»? (Автор делает ребят и утят главными действующими лицами рассказа, подчеркивая, что мы живем все вместе, рядом, и как сказал Н. Сладков, нас связывает с меньшими братьями общее – жизнь) -Что главное в рассказе? Чему научил М. Пришвин ребят и нас всех своим рассказом? ( Не совершать бездумных поступков. Любить природу, уметь охранять и беречь её, чутко и бережно относиться к братьям нашим меньшим, знать их жизнь и воспитывать в себе готовность защищать животных и оказывать им помощь.) (портрет писателя) М. Пришвин был одним из певцов природы, завещавший детям любить её, познавать её тайны, не стремясь что-то в ней ломать и переделывать. Вот уже несколько десятков лет нет писателя с нами, но его книги продолжают свою жизнь. Книги Михаила Михайловича Пришвина читаются не спеша. В своих произведениях автор открывает что-то очень важное, близкое каждому человеку. Нас самих он делает добрее, мудрее, умнее и великодушнее. IV. Домашнее задание. По выбору: пересказ текста от имени мальчиков.
|