Суббота, 23.09.2017, 02:06

  МБОУ "Намская средняя общеобразовательная школа №1 имени И.С. Гаврильева РС(Я)"

ГлавнаяРегистрацияВход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Мини-чат
 Павлова Н.В. Урок "Олонхо «Ньургун Боотур Стремительный» в произведениях искусства"
Павлова Надежда Валерьевна, учитель КНРСЯ МБОУ «Намская СОШ №1 им. И.С.Гаврильева». Стаж работы 19 лет. Категория- первая.

Тема урока: Олонхо «Ньургун Боотур Стремительный» в произведениях искусства.

Класс: 10 класс (гуманитарный класс)
Цели: 

Воспитать интерес к произведению, к национальной культуре, нравственные и духовные качества на положительных героях олонхо;

Знакомства с произведениями искусства

Развивать навыки сопоставления, анализа, творческие навыки, фантазию, умение внимательно слушать;



Оборудование: Книги: Кулаковский А.Е. «Научные труды» (1979); Ойунский П.А. «Айымньылар»; (1959), запись олонхо: «Ньургун Боотур Стремительный» в исполнении Г.Г. Колесова, отрывки из оперы; Иллюстрации Э. Сивцева, В. Карамзина, И. Корякина, Т. Степанова, В. Васильева и И Пестрякова, портреты В. Державина и Жак Корро
Ход урока: 

Организационный момент.

Подготовка к восприятию нового материала.



1. Вступительное слово учителя:
- Ребята, как мы уже знаем, якутский народ создал замечательные образцы устной поэзии. Фольклор якутов богат и разнообразен. Но венцом словесного искусства якутского народа, любимым и наиболее характерным видом творчества являются героические сказания, называемые олонхо. Оно возникло в глубокой древности и относится к наиболее древним эпическим памятникам тюрко-монгольских народов.
Раньше олонхо исполнялись сказителями – мастерами (олонхосутами) без музыкального сопровождения. От начала до конца оно исполняется одним человеком. Олонхо – театр одного актёра.
(На доске репродукция картины Э. Сивцева «Олонхо» из серии «Гость». Включается запись или пластинка с голосом олонхосута).
1.Негромко и выразительно ученица (ученик) одновременно читает отрывок из «Научных трудов» А.Е. Кулаковского о богатом якутском языке.
(После чтения учитель обобщает мысль о красоте и образности языка олонхо. Обращает внимание учащихся на репродукцию, где изображён олонхосут.)

Учитель: – В прошлом олонхо было в центре национальной культуры якутов и охватывало все стороны их творческой деятельности. И сейчас мы продолжаем любить и ценить олонхо Оно оказало большое влияние на зарождение и развитие якутской литературы и искусства. 



И сегодня на нашем уроке мы с вами поговорим о произведениях искусства, посвящённых величайшему эпосу нашего народа «Ньургун Боотур Стремительный».

Якуты долго не знали, что такое театр в современном понимании этого слова.



Театральные представления начались только с начала ХХ века, хотя истоки идут с конца ХIХ века. Для развития якутского музыкального искусства большое значение имела драма-олонхо П.А. Ойунского «Туйаарыма Куо» на сюжет его олонхо «Ньургун Боотур». Первоначальный вариант был поставлен на сцене Якутского театра 16 февраля 1928 года. А в 1937 году драма была поставлена с частичным музыкальным сопровождением. Исполнителями драмы – олонхо «Туйаарыма Куо» были Н.В.Жирков (Ньургун Боотур), А.И.Егорова и А.Ф.Новгородова (Туйаарыма Куо), В.А.Саввин (Уот Усутааки).
Вполне может быть, что именно драматизация олонхо привела Ойунского к осуществлению, вероятно, давно лелеявшейся и мысли дать полную запись всего олонхо. Ойунский, конечно, понимал, что никакая литературная обработка, никакая драматизация не могут дать полную и точную картину всего якутского эпоса. Отсюда идея: записать все олонхо «в натуре», как и есть.… И, в последствии, «Туйаарыма Куо» стала источником для создания писателем Д.К.Сивцевым (Суорун Омоллооном) либретто первой якутской оперы «Ньургун Боотур» (Слушание отрывок из либретто: «Песня абааhы Кыыhа», «Песня Туйаарыма Куо»).

В 1959 году вышла книга П.А.Ойунского «Айымньылар» в семи томах, где в трех томах было олонхо «Дьулуруйар Ньургун Боотур». А спустя 10 лет в 1970 году, олонхо было записано на грампластинку в исполнении заслуженного артиста ЯАССР Г.Г. Колесова. (В сокращении, комплексом из 9-ти пластинок)
(Слушание пения Г.Колесова)
Действительно, каким талантом надо обладать олонхосуту, чтобы спеть партии мальчика и старика, женщины и богатыря, абааhы и Айыы Тойона.

С 1975 года наш олонхо стал доступен широкому кругу читателей, благодаря переводу на русский язык. Эта книга – настоящий подвиг двух людей: П.А.Ойунского и талантливого русского поэта Владимира Державина, с изумительным мастерством переведшего на русский язык гигантское произведение устного народного творчества, донесенного до нашего времени из глуби веков феноменальной памятью сказителей олонхосутов.
Переведенную на русский язык книгу проиллюстрировали Э.Сивцев, В.Карамзин, И.И.Корякин. (Рассматривание иллюстраций). Их иллюстрациям присуща звучность и декоративность красок, особая их гамма, в композициях художники передали «пышные образы и краски» (В.Г.Короленко), звучные нашей природе.
Вопросы: - Как вы воспринимаете эти иллюстрации?
- Что вам нравится, а что не нравится?
Разные люди видят и воспринимают образы олонхо по разному, а художники, в первую очередь увидели их силу, мудрость и мужественность.

В конце 80-х годов к нам в республику приезжал французский искусствовед Жак Коро. И через некоторое время увидела свет книга, переведенная на французский язык. К этой книге иллюстрациями стали серия работ «Олонхо» Тимофея Андреевича Степанова.
Выступление ученицы (ученика):
- Тимофей Степанов родился в 1944 году в селе Кјндэйэ Сунтарского улуса. В 1977 году он окончил Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е.Репина, факультет живописи, отделение реставрации. Вернувшись на родину, поступает на работу В Якутском республиканском музее изобразительных искусств имени М.Ф.Габышева заведующим реставрационным мастерской и до сих пор предан своему труду. Здесь он вернул к жизни много ценных полотен, гибнущих от времени и плохих условий хранения. А все оставшееся время он отдает любимому делу – созданию больших полотен, посвященных якутскому фольклору, древней истории якутского народа и экологии.
Самая крупное достижение Степанова – это цикл картин на тему якутского героического эпоса – олонхо. Обращение к этой теме по времени совпало с нарастающим в обществе интересом к национальной проблеме, к народным традициям, к устному, музыкальному и изобразительному фольклору.
Важнейшая сфера бытия главных героев Степанова – природа – живой образ вечности и в неличностной ценности. Мир человека и природы в полотнах художника космичен по своей структуре: верх – низ – круг (или крест). В нем высокий пантеизм мира ощущения художника и его языческое понятие стихий.
У Степанова есть собственная философия, обогащающая нас знаниями, эмоциями. Фольклорная тема – одна из самых сложных в живописи, и на пути ее освоения неизбежные эстетические разночтения. 
(Рассматривание картин из серии «Олонхо». Обмен мнениями)



Учитель: – рядом с этими выдающимися художниками мы ставим графика Валериана Васильева и молодого начинающего живописца Иннокентия Пестрякова.
(Показ иллюстраций В.Васильева – гравюра по дереву на тему «Олонхо», И. И.Пестрякова – к сюжетам олонхо «Ньургун Боотур Стремительный»).
Вопросы: - Чьи работы больше понравились? 
- На какие эпизоды олонхо больше иллюстраций?
- Кто своеобразен?
- Чем отличаются образы богатырей трех миров и образы женщин?

Заключение: Как видите, олонхо – это мудрость нашего народа и каж дый человек черпает из него глубокие знания жизни. И это настолько философское произведение, что люди разных поколений находят в ней источник вдохновения, родник красоты и силы родного языка, прекрасные образы, созданные глубочайшей фантазией народа. Вот почему плеяда якутских художников обращается к сюжетам олонхо «Нюргун Боотур Стремительный». Они создают своеобразную картину Верхнего, среднего, Нижнего миров. Неисчерпаема их фантазия в создании образов олонхо. Как вы заметили , у каждого художника свой стиль, своё видение, своя палитра.



Олонхо – духовное богатство народа, любовно переданное из поколения в поколение. Это великая мудрость народа саха. Поэтому, хочется верить, что олонхо будет ещё долго волновать сердца людей. Оно остаётся живой памятью нашего народа, которая заставляет размышлять о жизни, о мироздании. 
Домашнее задание:
Учитель: – У каждого человека своё восприятие прочитанного, увиденного, своя фантазия и воображение. Домашнее задание будет творческого плана. Попробуйте нарисовать свои образы, картины природы по сюжету олонхо. Если не умеете рисовать, можете создать словесную картину. В тетрадях.

Создать бесплатный сайт с uCoz
Календарь новостей
«  Сентябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Форма входа
Поиск
Друзья сайта